Выставка «Неогранический пейзаж» в Фонде поддержки визуальных искусств «ЭРА» представляет проекты пяти участников Биеннале. Сквозная для каждого проекта тема пейзажа, природного, символического или концептуального, объединяет авторов в исследовании границ и особенностей индивидуального восприятия явлений.

Кураторы: Ася Силаева, Светлана Бабаджан Участники: Андрей Сяйлев, Сергей Огурцов, Лана Катаева, Жанна Евдокименко (Россия), Нежа Томшич / Neja Tom?i? (Словения) Организаторы: Фонд поддержки визуальных искусств «ЭРА», Государственный центр современного искусства

Катаева Лана. «Ростки», 2007. Видео инсталляция.
Цифровое видео, длительность 1 мин 8 сек.

Видео снято в технике покадровой анимации, таким образом я искусcтвенно задала программу дейсвий ростков заставляя их делать на экране то, что я захочу. Работая с проблематикой ДНК модификаций, я говорю о том, что безумная фантазия создателя может привести к, по меньшей мере, необычным результатам.

«Грядки», 2007—2008. Интерактивная инсталляция.
Пластиковые контейнеры для льда, ростки тыквы, вата.
Проект модульный: минимальный размер от 100см X 176см

Проект состоит из 3 фаз. Первая фаза- проращивание семян тыквы в абсолютно одинаковых контейнерах давая росткам абсолютно одинаковые шансы. Вторая фаза- инсталяция. Ростки в контейнерах помещаются в выставочное пространство, таким образом на время становясь постоянно изменяющимися объектами выставки с заданым местом и расположением. Третяя фаза- в последний день ростки раздаются посетителям выставки. Меня в данном случае интересует создание поначалу абсолютно конролируемой ситуации, момент передачи объекта, тактильный контакт получателя с объектом передачи, вопрос у получателя: «что же с этим делать».

Евдокименко Жанна. «ЭКОLife», 2008.
Пластик, металл, дерево, различный мусор

Не все уходящее на свалку и переработку, является НЕНУЖНЫМ, этому можно дать вторую — чистую жизнь.
 В рамках проекта рассматриваются объекты вторичной переработки пластмассы — представлен «Пластмассовый мир».
Делается попытка дать новую жизнь мусору, тому от чего отказались, что не представляет никакой ценности. Дать понять, что из мусора можно создать много новых вещей и объектов, тем самым сделать нашу жизнь ярче и чище.

Сяйлев Андрей. «Волжские этюды», 2007.
Графика, печать на холсте.

Серия картин, лишающих зрителя возможности, воспринимая их, применять свой опыт, знание, исходящих от его общественных идей, от существенных жизненных интересов, от эстетического и социального идеала, превращая восприятие в созерцание формалистической матрицы, в описательные шаблоны, которые мы и так вынуждены применять, существуя в современном обществе. С другой стороны, такое шаблонное, скупое описательное восприятие, дает возможность зрителю максимально приблизиться к тому уровню эмоционального состояния, которым обладал на тот момент сам автор.

Нежа Томшич / Neja Tom?i?. «EMPTY ART», 2008.
Installation, Video (2.14), painted canvases

The idea for this project derives from an uncomfortable feeling when viewing, perceiving and after all «consuming» contemporary art as it is presented to the viewer by the mechanisms of art institutions. The art market has freed itself from contemporary art to the point when it almost does not need it anymore in order to function, but only the form which art produces. The viewer's function in this process is minimized — they participate as a functional/ essential part meaning that they are artificial and their activity directed through institutional models.

Сергей Огурцов. Горизонт со-бытия, 2008
Видео, 7 мин

Событие всегда возникает на Горизонте. Для субъекта события — это переход в Ауру горизонта (используя концепт Беньямина): мгновенная сопричастность тому, что грезилось недостижимо далеким, предел, от которого невозможен шаг в сторону.
Для субъекта вне события — как абсурдность приближения, но — в исторической перспективе — возможность наблюдения и соотнесение с собственным пространством и временем.
Событие нередко мыслится как со-бытие, поскольку оно совершается неизменно во Встрече (с) Другим, как становление-другим.

Данное видео можно воспринимать как критику культа Другого в современной культуре, стремящейся таким образом во что бы то ни стало спасти Человека (об этом — у позднего Бланшо и раннего Делеза, в частности в статье «Мишель Турнье и мир без другого), и как иронию над позднейшими «прикладными», секулярно-интеллектуализированными трактовками концепции События в современной философии и левом активизме.